Education,  Образование,  Политология

Создание социальной справедливости: идеи из книги Критическая педагогика или “Педагогика угнетённых” Паулу Фрейре.

 

– Авторы: Алтынай Бактыбек, Жанар Нагаева

Критическая педагогика представляет собой одно из направлений в философии образования, основателем которой является бразильский философ, педагог Паулу Фрейре, написавший книгу «Педагогика угнетенных» в конце 60-х годов. Книга произвела своего рода революцию в западной системе образования, в которой автор критикует принципы так называемой «Банковской» концепции образования, как механизм угнетения. П. Фрейре предлагает поменять отношение относительно знания, взаимоотношений учителя, учеников и общества, которые должны строиться на диалоге. Он рассматривал образование как инструмент борьбы с социальной несправедливостью

«Педагогика угнетенных вовлекает людей и целые народы в неустанную борьбу за восстановление своего человеческого достоинства. Педагогика угнетённых делает угнетение и его причины объектом их рефлексии, в результате чего угнетённые неизбежно вступают в борьбу за своё освобождение, и данная педагогика им в этом помогает.»

Угнетенные живут в двойственной реальности, поэтому задача разработать педагогику своего освобождения требует от них почувствовать себя «не ниже» угнетателей. Педагогика угнетенных не может быть разработана угнетателями. Нередко бывает, когда угнетенный начинает понимать и чувствовать свою значимость сам становится угнетателем, потому что он думает, что быть человеком это быть угнетателем. Это происходит, потому что человек погружается в реальность угнетения, иными словами, «сливается» с угнетателями. К примеру, они ждут от земельной реформы не своего освобождения и развития, но то, что сами завладеют землёй и благодаря этому могут стать хозяевами новых наёмных работников, то есть станут угнетателями других.

«Свобода не данность, она завоёвывается в борьбе и требует постоянного поиска, работы над собой и усилий по развитию».

«Находясь под воздействием страха свободы, страха быть свободным, они не могут даже жаловаться другим или же выслушивать жалобы, предпочитая стадное существование настоящему общежитию свободных граждан. И предпочитают безопасность конформизма — творческому единству, порождённому свободой, то есть они отказываются от поиска самой свободы в принципе.»

Фрейре сравнивает процесс освобождения с мучительными родами, в результате которого рождается новый свободный человек, который не является угнетателем или угнетенным. Осознание угнетенного что он находится на позиции угнетенного уже начало пути к освобождению. Если угнетатель понял, что является угнетателем, то его солидарность должна проявиться в виде радикального отношения. Радикальное отношение заключается в совместной борьбе за трансформацию объективной реальности, а не в проявлении ложного великодушия.

«Чувство угнетения должно сделаться ещё более гнетущим в момент осознания его наличия, а подлость — стать ещё более бесчестной, когда мы разоблачаем её».

«Критическое восприятие существует только в диалектической взаимосвязи объективного и субъективного.»

«В педагогике угнетённых как в педагогике гуманистической и освобождающей можно выделить два момента. Во-первых, осознание угнетёнными действительности угнетения, в котором они живут, и практическое применение ими этого знания для преображения мира”. Во-вторых, момент, когда после трансформации реальности эта педагогика перестанет быть педагогикой угнетённых и станет педагогикой людей, вовлечённых в процесс перманентной эмансипации и развития.

Существует проблема различий в угнетённом сознании и сознании угнетающего в конкретной ситуации угнетения. Важно учитывать различия в поведении, мировосприятии и этике угнетателей и угнетённых.

«Угнетение заключается в том, что не дает людям реализовать свою бытность быть человеком». Поэтому борьба угнетенных за свободу, нельзя называть угнетением угнетателей.

Ситуация угнетения и угнетатели

Когда угнетатели теряют свою власть или свой привычный образ жизни, они чувствуют себя угнетенными. Они не будут воспринимать это как освобождение, а наоборот будут считать это нарушением своих человеческих прав (которых они в прошлом отказывали миллионам людей), потому что для них человеческая личность — лишь они сами.

«В своём неограниченном стремлении обладать угнетатели начинают испытывать убеждённость, что всё можно сделать объектом купли-продажи. Отсюда их строго материалистичное понимание бытия. Деньги — мера всех вещей, а богатство — главная цель. Вот почему для угнетателей важно иметь всё больше и больше денег и богатства даже за счёт малоимущих или неимущих, за счёт угнетённых. Быть для них — значит иметь; быть — значит принадлежать к классу имущих.»

«По мнению угнетателей, настоящая гуманизация означает диверсию и отказ от развития»

«Тот факт, что они имеют больше, чем другие в результате несправедливости и угнетения других, кажется богатым не чем-то дегуманизирующим и фальшивой привилегией, а их неприкосновенным правом. Правом, которое они якобы «завоевали своими усилиями, своей мужественной готовностью рисковать». А если остальные — эти завистники — не имеют богатств, это потому, что они глупы и ленивы или, хуже того, отвечают неблагодарностью на «великодушные благодеяния». Именно поэтому эти «неблагодарные и завистливые» угнетённые рассматриваются угнетателями как потенциальные враги, за которыми нужен глаз да глаз».

Когда угнетатель становится в сторону угнетенных в борьбе за их освобождение, нередко случается, что бывший угнетатель не может избавиться от своих предрассудков касательно угнетенных. Это проявляется в их неверии в угнетенных. А вера — это необходимое предварительное условие успеха политических и социальных трансформаций. Они хотят изменить несправедливый порядок, и считают, что именно они непременно должны стать главными действующими лицами в этой трансформации, а у угнетенных не хватит на это ума, мудрости и способностей.

У угнетенных двойственное сознание, немногие из них кто понимает свою угнетенную позицию с одной стороны, ненавидит угнетателя, с другой их влечет к ним. Нередко представители среднего класса стараются и мечтают жить как «сливки общества», стремятся к равенству с «высшим классом».

«Ощущение собственной никчёмности — ещё одна характеристика угнетённых. Её причина — в замещении видения себя самих тем, как они выглядят в глазах угнетателей.»

«Банковская» концепция образования как инструмен угнетения. Её предпосылки и критика

Согласно Фрейре, Банковская» концепция образования (БКО) — это «акт инвестирования, при котором ученики — хранилища вкладов, а учитель — вкладчик». В БКО учитель формирует сообщения и вкладывает информацию в головы учащихся, а единственный способ действия для учеников — принятие, сохранение и консервация вкладов, вместо диалога, поиска. Банковская система отрицает диалог и отвергает товарищество между учителем и учеником.

«В рамках этой концепции: а) учитель учит, ученики учатся; б) учитель знает, ученики не знают; в) учитель думает, ученики — те, о ком думают; г) учитель говорит, ученики покорно внимают; д) учитель наказывает, ученики принимают наказание; е) учитель выбирает и навязывает свой выбор, ученики следуют ему; ё) учитель действует, ученикам кажется, что они действуют через действия учителя; ж) учитель подбирает программный материал, ученики, ничего не знавшие об этом выборе, примиряются с ним; з) учитель считает авторитет знания принадлежащим ему в силу выполняемой функции, которая находится в антагонистическом противоречии со свободой учащихся: они должны приспособиться к его определениям; и) учитель, наконец, является субъектом процесса, тогда как ученики — всего лишь объекты.»

В данной концепции ученик — это пассивный зритель, а не творец реальности: он существует лишь в мире, а не с миром и во взаимодействии с другими людьми.

Передаваемый (не пережитый) опыт (образование) делает учеников пассивными. Когда учеников заставляют запоминать и сохранять информацию, у них угасают творческая сила и критическое мышление.

«Банковская» концепция воспринимает сознание как нечто отдельное от естества, вместо того чтобы воспринимать людей как «тела, обладающие сознанием».

Освободительное/эмансипирующее образование

Фрейре рассматривает образование как политический акт достижения справедливости, как мирную и важную форму политической борьбы.

Главной целью учителя в освободительном/ эмансипирующем образовании это познание мира совместно с учащимися. Освободительное образование это акт интерактивного познания, оно подразумевает диалог между учителем и учеником, при котором ученик проявляет интеллектуальную активность и воспитывает свое сознание на пути к гуманизации себя и других людей. Банковская концепция образования служит угнетению, а проблемно-ориентированная, критическая служит освобождению.

«Сознание и мир даны одновременно»

«В несовершенстве людей и их сознании своей несовершенства — корни самого образования как сугубо человеческого явления. Поэтому вследствие несовершенства людей и требований, предъявляемых реальностью, образование должно быть непрерывным.»

«Банковская» концепция акцентируется на постоянстве, проблемно-ориентированная концепция — на изменении.

«Никто не может по-настоящему быть человеком, если такого права нет у других. Это радикальное требование. Поиск совершенства в одиночку сводится к эгоистичному потребительству — одному из видов деградации и дегуманизации.»

«Диалог — это встреча, во время которой субъекты солидаризируются в мышлении и действии по преобразованию и очеловечиванию мира».

«Не бывает диалога без скромности».

«Эгоцентризм несовместим с диалогом».

«Не бывает также диалога, если нет глубокой веры в людей, веры в их силу творить и преображать, веры в их призвание к большему бытию (de ser mais) — призвание, которое является не привилегией немногих избранных, но правом каждого человека».

«Наконец, не получится настоящего диалога, если его участники не мыслят по-настоящему, критически, не принимая как данность дихотомию человек-мир, но признавая существующую между ними нерушимую солидарность».