Образование,  Политология,  Социология

Шведская модель социального государства (социал-демократическая модель государства всеобщего благосостояния) и идеи Альвы и Гуннара Мюрдаль.

* Галым Жусипбек

Шведские ученые, супружеская чета Альва и Гуннар Мюрдаль, разработали концепцию и благодаря своей социальной и политической активности, смогли практически реализовать социал-демократическую модель государства всеобщего благосостояния в Швеции. Главный лозунг этой модели – «превратить Швецию в дом для каждого, т.е. сделать Швецию домом для всех».

«Мир, спланированный лишь половиной [людей], никогда не сможет хорошо служить человечеству».

Социал-демократические идеи Альвы и Гуннара можно резюмировать в утверждении, что «мир, спланированный лишь половиной [людей], никогда не сможет хорошо служить человечеству». И это был «не советский коммунизм, не американский капитализм, а отчетливо выраженный «средний путь». В целом, понятие народного дома было построено вокруг восприятия «овладения будущим (чувством уверенности в завтрашнем дне)», развития срединного пути между коммунизмом и капитализмом, который предлагает уникальный путь продвижения вперед для всей нации на основе социальной справедливости и сплоченности (Andersson, 2006).

Идеи и работы Альвы и Гуннара Мюрдаль легли в основу политики, принятой социал-демократическими правительствами в Швеции в 1930-е годы, которая привела к фундаментальным преобразованиям в стране и сделала ее «народным домом». За свои преобразующие идеи и работы Альва и Гуннар Мюрдаль были номинированы на Нобелевскую премию, и это единственная пара, которая была удостоена этой премии по отдельности в разных областях.

Альва и Гуннар Мюрдаль отвергали как суеверные любые экономические доктрины, призывающие к некой «невидимой руке рынка» или «природной гармонии рынка», которые якобы приводят все в порядок

Американский опыт заставил Альву и Гуннара политически «проснуться», что привело их к осмыслению преобразующих реформ для «очеловечивания» капитализма. Чета Мюрдаль считали, что «далеко идущее практическое вмешательство необходимо для создания благосостояния в обществе, [и] они отвергали как суеверные любые экономические доктрины, призывающие к некой «невидимой руке рынка» или «природной гармонии рынка», которые якобы приводят все в порядок. Для Гуннара экономика никогда больше не могла быть преимущественно теоретической» (Бок, 1991). Гуннар пережил превращение экономиста-неоклассика в ориентированного на реформы междисциплинарного академика и активиста.

Шведские социал-демократы концептуализировали «социализм» как реформистскую демократическую модель, допускающую рыночную экономику, но с сильной государственной защитой от безработицы, бедности, низкой производительности, социальных проблем и проблем, здравоохранения.

Шведская модель социального обеспечения в своей основе демократична. Что существенно, так это то, что ключевые социалистические утопические концепции были заменены акцентом на демократический плюрализм и признанием бесконечно спорной природы «хорошего будущего» (Andersson, 2006). Например, Мюрдаль писал, что «Государство всеобщего благосостояния завтрашнего дня реализовало бы такой тип общества, который по многим основным принципам глубоко удовлетворил бы Джона Стюарта Милля и всех ранних либеральных философов и Карла Маркса, и Томаса Джефферсона, которые увидели бы в свершившемся государстве всеобщего благоденствия реализацию «низовой демократии», хотя и в совершенно ином, гораздо более сложном мире, чем они представлял себе. Мы, наконец, достигли бы состояния, достойного консенсуса разумного» (Myrdal 1962).

Шведская модель социального государства тесно связана и построена на развитии прав человека: женщин и детей. В общем, создатели этой модели, Альва и Гуннар Мюрдаль, приняли за основу жизнеспособного социального государства именно защиту и развитие права женщин и детей, а также идеал крепкой семьи.

Реформы социальной политики для построения государства всеобщего благосостояния в Швеции включали следующее: создание системы хорошего медицинского обслуживания и доступного жилья для всех, государственное жилье и жилищные субсидии,  значительные налоговые льготы для семей с детьми, детские пособия, пособия для беременных женщин, качественное и доступное для всех образование, с упором на развитии навыков сотрудничества, включающее половое воспитание, бесплатные государственные детские сады, повышение уровня родительских знаний, ссуды нуждающимся молодоженам, помощь сиротам и детям вдов и инвалидов, законы предотвращающие увольнения беременных женщин, усовершенствованная национальная пенсионная система (Folz, Harmony).

Пять основных аспектов, лежащих в основе шведской социальной политики, основанной на концепции равенства, таковы: (1) Социализация/ обобществление потребления, а не производства; (2) Государственное планирование вместо частного планирования без изменения средств производства; (3) Предпочтение материальных пособий по сравнению с денежными выплатами семьям; (4) Превентивная ориентация социальной политики на предотвращение или ликвидацию бедности, безработицы и болезней; (5) Продуктивные инвестиции в социальный капитал (Folz Harmony).

Одним из столпов шведской модели социального государства является образование.

Одним из столпов шведской модели социального государства является образование. Архитекторы шведской модели Альва и Гуннар Мюрдаль отмечали, что жизнеспособное социальное государство и демократия не могут быть созданы без опоры на качественное и доступное образование. В соответствии с идеями Джона Дьюи, чета Мюрдаль решили использовать образование для построения модели общественного благосостояния и демократии. В общем, образование сыграло главную роль в проведении фундаментальных социальных и экономических реформ в Швеции. В частности, в своей образовательной модели Альва Мюрдаль делала упор на исследованиях современной психологии и гуманистической педагогики, например, она изучала и обращалась к взглядам и анализу Пиаже о развитии ребенка.

Один из ключевых архитекторов шведского государства всеобщего благосостояния Альва Мюрдаль была психологом, работала профессиональным психиатром в тюрьме, была консультантом по раннему развитию детей для родителей и активисткой за права женщин и разоружение. Другими словами, один из создателей шведского социального государства была феминисткой, исследователем социальной политики, послом, министром и, в конце концов, в 1982 году лауреатом Нобелевской премии мира (Andersson, 2006).

В модели общественного благосостояния Альвы и Гуннара Мюрдаль регулируемая рыночная экономика является ключевым принципом.

В модели общественного благосостояния Альвы и Гуннара Мюрдаль регулируемая рыночная экономика является ключевым принципом. Они были глубоко потрясены катастрофическими последствиями Великой депрессии и американского «антиобщественного и нерегулируемого капитализма» в целом.

«Чета Мюрдаль видела в расширении прав женщин и детей основу про-социальных реформ и считали, что семьи должны быть крепкими. Они также считали, что дети должны быть желанными, с хорошим образованием, и утверждали, что родители предпочли бы иметь больше детей, если бы они были менее обременены финансовыми затратами на их рождение и не были обречены жить в унылых однокомнатных квартирах, а их дети к плохим условиям обучения и труда» (Folz Harmony).

Резюмируя, можно утверждать, что ориентированная на социальные реформы социал-демократия в скандинавских странах, особенно в Швеции, внесла большой вклад в формулирование, концептуализацию и развитие модели государства социального благосостояния. Шведские ученые, лауреаты Нобелевской премии Альва и Гуннар Мюрдаль, оказали сильное влияние на превращение Швеции в страну и общество, которым она стала сегодня. Шведская модель социального государства стала наиболее всеобъемлющей и успешной европейской моделью. В целом идеи и концепции Альвы и Гуннара Мюрдаль, которые легли в основу наиболее успешной и долгоживущей модели социального государства — шведской модели — были междисциплинарными и мультидисциплинарными, объединившими в себе результаты исследований в таких областях как психология, развитие ребенка (особенно раннего возраста), гуманистическое образование, институциональная экономика, политология, гендерные исследования и социология.

Источники:

Andersson, J. (2006). Choosing futures: Alva Myrdal and the construction of Swedish futures studies, 1967–1972. International Review of Social History, 51(2), 277-295.

Bok, S. (1991). Alva Myrdal: a daughter’s memoir. Addison Wesley Publishing Company

Folz, Harmony. Alva andGunnar Myrdal, http://writtenharmony.com/wp-content/uploads/Myrdals.pdf

Morel, N., Palier, B., & Palme, J. (2011). Beyond the welfare state as we knew it?. In Towards a social investment welfare state? (pp. 1-30). Policy Press.

Myrdal, G. (1962). Beyond the welfare state. Science and Society, 26(1).

Scharpf, F.W. (2003) ‘The vitality of the nation state in 21st century Europe’, in WRR, De Vitaliteit van de Nationale Staat in het Europa van de 21ste Eeuw. WRR lecture 2002. Groningen: Stenfert Kroese, pp. 15–30.